Неточные совпадения
Нет, поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление
веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию, за позорное владычество жидовства на
христианской земле — за все, что копило и сугубило с давних времен суровую ненависть козаков.
Раскольников, говоря это, хоть и смотрел на Соню, но уж не заботился более: поймет она или нет. Лихорадка вполне охватила его. Он был в каком-то мрачном восторге. (Действительно, он слишком долго ни с кем не говорил!) Соня поняла, что этот мрачный катехизис [Катехизис — краткое изложение
христианского вероучения в виде вопросов и ответов.] стал его
верой и законом.
Отчего же милее? Может быть, бабушка теперь щадит ее, думалось
Вере, оттого, что ее женское, глубокое сердце открылось состраданию. Ей жаль карать бедную, больную, покаявшуюся, — и она решилась покрыть ее грех
христианским милосердием.
И в
христианском мире возможен пророческий мессианизм, сознание исключительного религиозного призвания какого-нибудь народа, возможна
вера, что через этот народ будет сказано миру слово нового откровения.
На пепелище старой
христианской Европы, истощенной, потрясенной до самых оснований собственными варварскими хаотическими стихиями, пожелает занять господствующее положение иная, чужая нам раса, с иной
верой, с чуждой нам цивилизацией.
— Лейба! — подхватил Чертопханов. — Лейба, ты хотя еврей и
вера твоя поганая, а душа у тебя лучше иной
христианской! Сжалься ты надо мною! Одному мне ехать незачем, один я этого дела не обломаю. Я горячка — а ты голова, золотая голова! Племя ваше уж такое: без науки все постигло! Ты, может, сомневаешься: откуда, мол, у него деньги? Пойдем ко мне в комнату, я тебе и деньги все покажу. Возьми их, крест с шеи возьми — только отдай мне Малек-Аделя, отдай, отдай!
Смерть есть такая же иллюзия для бессмертников, как болезнь для «
христианской науки», есть порождение ложной
веры и ей нужно противопоставить истинную
веру.
—
Веры я
христианской, батюшка.
В русской
христианской мысли XIX в. — в учении о свободе Хомякова, в учении о Богочеловечестве Вл. Соловьева, во всем творчестве Достоевского, в его гениальной диалектике о свободе, в замечательной антропологии Несмелова, в
вере Н. Федорова в воскрешающую активность человека приоткрывалось что-то новое о человеке.
Ведь сущность
веры христианской в том и заключается, что отвергается возможность свободы вне Христа: только Христос делает нас свободными, вне Христа рабство и принуждение.
В
вере христианской есть не только священство, но и пророчество.
Причудливая диалектика истории передала идею прогресса в руки нового человечества, настроенного гуманистически и рационалистически, отпавшего от
христианской религии, принявшего
веру атеистическую.
Христос — предмет
веры и любви
христианской не принуждает, не является в образе материально насилующим...
Буллу свою начинает он жалобою на диавола, который куколь сеет во пшенице, и говорит: «Узнав, что посредством сказанного искусства многие книги и сочинения, в разных частях света, наипаче в Кельне, Майнце, Триере, Магдебурге напечатанные, содержат в себе разные заблуждения, учения пагубные,
христианскому закону враждебные, и ныне еще в некоторых местах печатаются, желая без отлагательства предварить сей ненавистной язве, всем и каждому сказанного искусства печатникам и к ним принадлежащим и всем, кто в печатном деле обращается в помянутых областях, под наказанием проклятия и денежныя пени, определяемой и взыскиваемой почтенными братиями нашими, Кельнским, Майнцким, Триерским и Магдебургским архиепископами или их наместниками в областях, их, в пользу апостольской камеры, апостольскою властию наистрожайше запрещаем, чтобы не дерзали книг, сочинений или писаний печатать или отдавать в печать без доклада вышесказанным архиепископам или наместникам и без их особливого и точного безденежно испрошенного дозволения; их же совесть обременяем, да прежде, нежели дадут таковое дозволение, назначенное к печатанию прилежно рассмотрят или чрез ученых и православных велят рассмотреть и да прилежно пекутся, чтобы не было печатано противного
вере православной, безбожное и соблазн производящего».
— Вы, — говорят англичане, — нашей
веры не знаете: мы того же закона
христианского и то же самое Евангелие содержим.
Алатырь-камень всем камням отец; на белом Алатыре на камени сам Исус Христос опочив держал, царь небесный беседовал со двунадесяти со апостолам, утверждал
веру христианскую; утвердил он
веру на камени, распущал он книги по всей земле.
Все крестьяне обязаны исполнять полицейские должности сотских, десятских и т. п. Вдруг в Харькове крестьянин отказывается исполнять эту обязанность, объясняя свой отказ тем, что по тому
христианскому закону, который он исповедует, он не может никого связывать, запирать, водить из места в место. То же заявляет крестьянин в Твери, в Тамбове. Крестьян ругают, бьют, сажают в заключение, но они остаются при своем решении и не исполняют противного своей
вере. И их перестают выбирать в сотские, и опять ничего.
И вот эта-то
вера, и никакая другая, называемая православной, т. е. настоящей
верой, под видом
христианской, всеми силами в продолжение многих веков и с особенным напряжением теперь внушается народу.
— Неужели, умирая за
веру христианскую и желая стяжать нетленное достояние в небесах, мы пожалеем достояния земного?
По словам Зайончека, целью общества было: изыскание средств к освобождению и соединению
христианских народов путем
веры.
Когда святой отец ревнует к
вере,
Да согласит владык он
христианскихИдти собща на турского султана,
О
вере братии наших свободить!
Молите всем народом
христианскимЛюдей служилых быть в соединенье
И заодно стоять против врагов
И всех предателей хрестьянской
веры.
— Хороша Москва!.. Можно чести приписать!.. — с горечью сказала Манефа, поднимая наметку и сурово вскинув глазами на Василья Борисыча. — Пекутся о душах
христианских! Соблюдают правую
веру!
Один индийский мудрец говорил: «Как мать бережет свое единственное детище, ухаживает за ним, оберегает его и воспитывает его, так и ты, всякий человек, расти, воспитывай и оберегай в себе самое дорогое, что есть на свете: любовь к людям и ко всему живому». Этому учат все
веры: и браминская, и буддийская, и еврейская, и китайская, и
христианская, и магометанская. И потому самое нужное на свете это — выучиться любить.
Человеку, не думавшему о
вере, кажется, что есть только одна истинная
вера — та, в какой он родился. Но только спроси себя, что бы было, если бы ты родился в другой
вере, христианин — в магометанской, буддист — в
христианской, христианин — в браминской? Неужели только мы, в своей
вере, в истине, а все остальные во лжи?
Вера не станет истиной от того, что ты будешь уверять себя и других, что она одна истинная.
Мы все братья, а я получаю жалованье за то, чтобы проповедовать людям мнимо-христианскую
веру, лишающую их возможности узнать истинную.
Является величайшим заблуждением думать (вместе с духоборами, квакерами [Духоборы —
христианская секта в России, выделившаяся в XVIII в. из хлыстов; духоборы считают Иисуса Христа простым человеком, православному культу противопоставляют
веру по внутреннему убеждению.
Христианский символ
веры был принят на Никейском вселенском соборе (325 г.), затем дополнялся на Константинопольском соборе (381 г.).
Иудео-христианская
вера свой богооткровенный миф о происхождении мира имеет в повествовании книги Бытия рода человеческого.
Именно в этом пункте отчетливее, чем в каком-либо другом, обозначается вся противоположность учения Плотина
христианской проповеди о спасении и воскресении тела,
вере в воскресение Христово и всеобщее грядущее воскресение.
Она искала облегчения в сообществе Синтяниной и
Веры, остававшихся здесь ради похорон Ларисы, так как, по ходатайству услужливого Ропшина, самоубийцу разрешено было похоронить по
христианскому обряду. Глафира не обращала внимания, что обе эти женщины не могли питать к ней ни уважения, ни дружбы: она с ними не расставалась; но в то время, когда ей надлежало сойти в зал, где ее ждали к панихиде, обе Синтянины занимались телом Лары, и потому Глафира Васильевна потребовала, чтоб ее проводил Ропшин.
Затем говорила она духовнику, что хотя крещена по греко-восточному обряду и потому считает себя принадлежащею к православной церкви, но до сих пор еще ни разу не исповедывалась и не причащалась. Греко-восточного катехизиса не учила и о
христианском законе узнала только то, что вычитала в Библии и некоторых французских книгах духовного содержания. Но она верует в бога, во св. троицу и нимало не сомневается в непреложных истинах Символа
веры.
Христианское средневековье создало, кроме того, идеал рыцаря, выдвинуло образ рыцарского благородства, верности, жертвенного служения своей
вере и своей идее.
И в истории религиозного сознания, вплоть до сознания
христианского, животный и болезненно-патологический страх всегда примешивается к страху духовному, который я называю ужасом, и искажает чистоту религиозной
веры.
Подсознательные насильнические, жестокие, тиранические инстинкты, в грубой своей форме вытесненные из
христианского сознания, восторжествовали, прикрываясь
христианскими добродетелями любви и
веры.
— И все это не то! Она и на Калерию-то виды имеет. Надо, мол, ее ублажить, поделиться с ней по — божески, тронуть ее
христианской добродетелью и привлечь к своей
вере.
Коммунизм есть исповедание определенной
веры,
веры противоположной
христианской.
Им и в голову не приходит, что
вер, исповедуемых в наше время, вовсе не тысяча, а только три: китайская, индийская и еврейско-христианская (с своим отростком магометанством), и что книги этих
вер можно купить за 5 руб. и прочесть в две недели, и что в этих книгах, по которым жило и теперь живет всё человечество, за исключением 0,07 почти неизвестных нам, заключена вся мудрость человеческая, всё то, что сделало человечество таким, какое оно есть.
Грех традиционной
христианской морали, привитой к миру, утерявшему
веру христианскую, совсем не в крайностях аскетизма.
Из татар Казанской губернии, благодаря неутомимой деятельности архимандрита Дмитрия Степанова, возведенного впоследствии, и весьма вероятно по представительству Разумовского, на новгородскую кафедру, крестилось 360 тысяч человек, и много также калмыков приняли
веру христианскую.
— Антоний, мне уже пятьдесят один год от рождения и недолго жить на свете: воспитанный в правилах нашей
христианской церкви, издавна несогласной с латинскою, могу ли изменить ей пред концом земного бытия своего? День суда небесного близок: он и явит, чья
вера, ваша ли, наша ли, истинная и святая. Но говори, если хочешь.
— Милосердный мой государь, Павел Петрович, император большой русской земли, и австрийский император Франц прислали меня со своими войсками выгнать из Италии безбожных, сумасбродных, ветреных французов; восстановить у вас и во Франции тишину; поддержать колеблющиеся престолы государей и
веру христианскую; защитить права и искоренить нечестивых…
— Пора перестать нам, подавно служителям алтаря Господня, в наш просвещенный век
веру христианскую, какова бы она ни была, называть еретическою потому, что она не наша.
Христианское сознание как бы не соглашается стать на формальную точку зрения и защищать свободу совести, свободу
веры, как формальное право человека.
Бедственное положение это усиливается еще тем, что, так как это состояние неверия продолжается уже много времени, сделалось то, что среди людей
христианского мира те из них, которым это положение безверия выгодно, все властвующие классы, либо самым бессовестным образом притворяются, что верят в то, чему не верят и не могут верить, либо, в особенности наиболее развращенные из них ученые, прямо проповедуют, что для людей нашего времени совсем и не нужно ни какого бы то ни было объяснения смысла жизни —
веры, ни какого бы то ни было вытекающего из
веры руководства поступков, а что единственный основной закон жизни человеческой есть закон развития и борьбы за существование и что поэтому жизнь людей может и должна быть руководима только похотями и страстями людскими.
А потому, пока обстоятельства изменятся, он просил патриарха, если
вера христианская дает средство сдвинуть гору, то назначить для успокоения волнующихся людей общественное моление у подножия горы Адер, чтобы она пошла с места и, став поперек течения Нила, сделала запруду, от которой бы образовался повсеместный разлив.
Причина бедственного положения
христианских народов — отсутствие среди
христианских народов общего им всем высшего понимания смысла жизни,
веры и вытекающего из него руководства поведения.
Так говорят люди нашего времени, как бы предполагая, что религиозное сознание,
вера — есть состояние, несвойственное человеку, что религиозное сознание в человеке есть нечто исключительное, воспитанное, напущенное. Но думать и говорить так могут люди вследствие особенного состояния
христианского мира, временно лишенные самого необходимого и естественного условия жизни человеческой —
веры.
Если же ему не удастся бежать, то защитить его каким-нибудь другим образом и привести его «в крещеную
веру», — о чем он и просил довести до сведения ее сиятельства княгини Екатерины Алексеевны, на апостольскую ревность которой он возверзал все свои надежды и молил ее утолить его жажду
христианского просвещения.
Русский народ всегда чувствовал себя народом
христианским. Многие русские мыслители и художники склонны были даже считать его народом
христианским по преимуществу. Славянофилы думали, что русский народ живет православной
верой, которая есть единственная истинная
вера, заключающая в себе полноту истины. Тютчев пел про Россию...